Навои Низамаддин Мир Алишер Смятение праведных Глава XXVIII (Четвертая беседа) О лицемерных шейхах
(Отрывки из поэмы)
(перевод В. Державина)
(1) ╠
предыдущая
< 66 >
следующая
╣ (77)
Эй ты, обманщик, дармоед в хырке, Чей крик с утра мне слышен вдалеке! Эй, лицемер, на рубище своем Заплаты нашивающий кругом! Не деньги ли под множеством заплат Ты прячешь, как в народе говорят? По тем заплатам нитка лжи прошла, Твоя игла — из уса духа зла. Заплаты он кладет на небосвод, С планетами игру свою ведет. Зарозовеет утренний туман, Но это утро — призрак и обман. Пускай у шейха велика чалма, Но под чалмой — ни света, ни ума. Взгляни на посох шейха и скажи: — Сей посох — столп опорный дома лжи! А четки подобрал он из кусков С порога у ваятеля божков. Сосуд греха — их камень головной, А нить — зуннара шнур волосяной. Подошвы деревянные его Стучат, к соблазну города всего. Но он восходит на минбар святой, Тряся своей козлиной бородой. Пусть он козел, не страшен он ворам. Хоть и козел он — а ворует сам. Козел почтенный, если мудр и стар, Становится водителем отар. Не так ли шейх хвастливый, как козел, Доверчивых ведет долиной зол? Взгляни, как зорко, сам идя вперед, Козел стада на пастбища ведет… А шейх, тряся козлиной бородой, Ведет людей к геенне огневой! Заблудших он ведет, на свет маня; Но это отблеск адского огня. Прибежище, где царствует разврат, Зовется: «Храм», «Молельня», «Харабат». Там шейх циновку стелет. Смысл ее, По начертанью слова — «бу-рйё». В мечети их столбы, изгиб стены — Отвращены от южной стороны. Из храма гебров — створы их дверей, Михраб их — дуги женственных бровей. Шейх этим грешным молится бровям, Ему шайтан подсказывает сам. И, полн доверья, слушает народ Невежественный — все, что он поет. А шейх сгибает спину, словно «Нун», Сидит в углу, как набожный Зуннун. Средь истинных суфиев — первый он. Его решения для них закон. И он своей пустою болтовней Увлечь людей умеет за собой. Одним внушает: — В угол сядь, молись! — Другим внушает: — В горы удались! Он шлет на мученичество одних И тешит небылицами других. Умеющий обманывать народ, Он выдумку за правду выдает. Себя обманывает… Для него Нет друга, кроме Хызра самого. Он в тряпке банг упрятал; и она От цвета банга стала зелена. Не потому ль кричат: «Вот Хызр идет!» — Что зеленью тряпье его цветет? Такой он — этот шейх! Его душа Всецело в обаянье гашиша. В ночи, дурманом банга обуян, Он видит под собой звезду Кейван. И кажется ему, что он достиг Вершин познанья — и, как бог, велик. Услышать най бродяги — все равно Что выпить вечной истины вино. И чем приятней песня, чем звучней, Тем громче сам он подпевает ей. Он топает не в лад, ревет, как слон, Не понимая — как ничтожен он. И, по примеру шейха своего, Суфии кружатся вокруг него. Несутся вихри ликов неземных В расстроенном воображенье их. И все они, как их беспутный пир, И пляска, что ни день, у них, и пир. В самозабвенье кружатся они; Ты их с ночною мошкарой сравни — В самозабвении, в глухой ночи Кружащейся вокруг твоей свечи. Круженье, вопли тех, «мужей святых», Их исступленье, обмороки их У них зовутся «поиском пути», Дабы «в забвенье истину найти». Но в них пылает пламя адской лжи. Ты с их ученьем, верный, не дружи. Они всю ночь не устают плясать,— Да так, что поутру не могут встать. Но вожделенье в них одно и то ж: Привлечь к себе внимание вельмож, Чтоб сам вазир верховный поглядел — Насколько в «Вере» круг их преуспел, И убедился в набожности их, И счел бы их за подлинно святых; И всех бы их от бедствий защитил И щедрою рукой обогатил; Чтоб щит страны — султан великий сам, Молясь о них, к предвечным пал стопам, Чтоб шейха лицемерного того Возвысил, стал мюридом у него; Чтоб для него казну он расточил, Чтоб землю шейх в подарок получил. А ты на ненасытность их взгляни, Когда обогатятся все они. Увидишь: суть их — низменная страсть: Разбогатеть; а там — пускай пропасть. Вот для чего им хитрость и обман: Их цель — богатство, власть, высокий сан. Так пусть о них всю правду знает свет: Обманщиков подлее в мире нет! Их внешность благовидна и свята, Но души их — отхожие места. Любой из них — пристрастный низкий раб: Любой из них пред нечистью ослаб. Снаружи — перья ангелов блестят, Внутри их — дивы и бездонный ад. Пусть веет мускусом от их рубах, Но в их сердцах смятение и страх. Динар фальшивый позлащен извне, Но золото очистится в огне. Ну, а для этих, правду говоря, Огонь гееннский раздувают зря. Никто бы вечно жить в огне не мог, От них же сам огонь бы изнемог. Людей различных порождает мир: Святыня этим — кыбла, тем — Кумир. Сожженья недостойные, они, Не веря в жизнь, проводят жизнь одни… Свет истины! Дорогу освети, И мир, и жизнь, и душу возврати Тем искренним, чей путь прямой суров, Отрекшимся от блага двух миров, Труждающимся, страждущим в тиши, Чтоб не погас живой огонь души; Тем, что в огне сожгли свою хырку И не злоумышляли на веку; Которым ни мечеть, ни майхана, Ни Кааба святая не нужна! Все ведают они! Но в их глазах Вселенная — соломинка и прах. Настанет день — и мирозданья сень В небытии исчезнет, словно тень. Им эта мысль сердца не тяготит, Живая мысль их зеркалом блестит. В том зеркале горит желанье их, Любимой лик — и с ней слиянье их. Той мысли земнородным не вместить, Лишь грань той мысли в сердце может жить. И в каждой грани — вечно молодой Лик отражен красавицы одной. И ты в какую грань ни бросишь взгляд, Везде глаза волшебные глядят. Везде глаза прекрасные того, Кто смысл и суть живущего всего. И те, кто видел это, лишь они — Суфии подлинные в наши дни. Они несут свой путеводный свет, Всем заблудившимся в долине бед. Они, как Хызр, отставшего найдут В пустыне и к кочевью приведут. По зоркости вниманья своего Они — как братья Хызра самого. Под их дыханьем даже Хызр святой Нам кажется зеленою травой. Источник вечной жизни Хызр найдет В слезах, что по ланитам их течет. Пыль их сандалий зренье исцелит, Их слово камень в злато превратит. Пред гневом их бессилен небосвод. И круг планет, что род людской гнетет. В их цветнике всегда цветет весна, Как два листка, там солнце и луна. Они — в пути, и пот на лицах их Непостижимее глубин морских. Как многозначно содержанье слов В благословенном строе их стихов! Суфий сидит в углу — чуть виден сам, А ходит по высоким небесам. В иклимах мира их путей черта От всякой ложной мудрости чиста. На светлом том пути — ристанье их, В делах и мыслях — состязанье их. Их ночи жаркою мольбой полны, Чтоб сонмы верных были спасены. Путем пророка следуют они, Его лишь волю ведают они. Слезами веры путь свой орося, Они идут — награды не прося. Под бурей не сгибаются они, В беде не содрогаются они. Смиренны, без надежды на Эдем, Лишь к истине стремятся сердцем всем. Любовь их только к истине одной. Нет во вселенной истины иной. О ищущий жемчужину любви, О ней к глубинам вечным воззови!
(1) ╠
предыдущая
< 66 >
следующая
╣ (77)
Публикуется по материалам: Смятение праведных: (Отрывки из поэмы) (Редкол.: Абдурахманов Ф. А. и др.: Пер. с узб. В. Державина; Сост. А. Х. Хайитметов, Х. М. Мухтарова; Вступит. статья А. И. Хайитметова). –Ташкент Изд. ЦК Компартии Узбекистана, 1983. 128 с., илл. – (Изб. лирика Востока). Сверил с печатным изданием Корней.
На страницу автора: Навои, Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер ;
К списку авторов: «Н» ;
Авторы по годам рождения: 1401—1750 ;
Авторы по странам (языку): узбекские
Авторы по алфавиту:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И, Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш, Щ
Э
Ю, Я
Авторы по годам рождения , Авторы по странам (языку) , Комментарии
Поделиться в: